Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Cпутник связи «Молния-1»: сборка

Это репортаж из цехов, где собирают спутники, потом — с космодрома и даже немного из космоса. Спутники стали сегодня обычны, как самолет, и уже мало кого удивляют, но, честное слово, именно сейчас пришла пора задуматься над их назначением.

Где делают спутники

Громадные цеха. Неслышно работают у аппаратов самых неожиданных форм люди в белых халатах и кремовых комбинезонах. Впрочем, людей мало. Они теряются в этом светлом «операционном» зале среди блестящих полированных сфер, цилиндров, конусов и конструкций неясного непосвященному человеку назначения. Это — не лаборатория. Слишком огромны размеры окружающих нас предметов. Это — что-то новое, чему нужно еще найти определение, это — новая категория производства, рожденная веком, создающая предметы заводских масштабов, одна из клеток космической промышленности России. Подобно живой клетке, она несет в себе гены, предопределяющие ее потомство. Однако программу «потомства» составляет человек.

Цех сборки космических аппаратов

Будущий спутник находится теперь в высоком зале. Он еще не собран. Отдельные блоки его виднеются в разных местах цеха, а в стороне — ближе к окну — стоит корпус. В целом аппарат сознанием пока еще не воспринимается, но уже сейчас силуэт спутника необычен. В нем отсутствует что-то земное, и все его узлы здесь, в этом зале, кажутся тоже необычными.

Уже при первом знакомстве убеждаешься в том, что перед тобой достойный образец инженерной мысли не только по сложным задачам, стоящим перед спутником, но и по тому, как технически они решены. Здесь все находится в непринужденной гармонии. Здесь не ощущаешь напряженного усилия вложенной в металл мысли, зато здесь буквально веет свободным и легким соответствием и законченностью.

Спутник связи. С раскрытыми панелями солнечных батарей он будет, нaверное, выглядеть в космосе ажурной снежинкой, но нельзя забывать, что это корабль. У него, как и у морского корабля, есть корпус. Как у морских судов, 'есть полезный груз: космический ретранслятор для передач телевидения, радио, телеграфа, телефона...

Оптические датчики — его штурманы, которым предстоит выбирать курс во Вселенной. Пневмосистема и корректирующая двигательная установка — его руки и машины. Электронная аппаратура и электрические цепи — мозг и нервы аппарата. А капитаны и экипаж его останутся на земле. Это автоматический корабль. Он покинет землю и уйдет в космос один.

Корпус спутника связи «Молния-1»
Корпус спутника связи «Молния-1».
На переднем плане нераскрытая параболическая антенна,
напоминающая зонтик.


Проверка на надёжность

Мы современники небывалого расцвета науки, свидетели зарождения ее невиданной мощи. Мы очевидцы научной революции. Орбиты в космосе и люди в космических кораблях стали будничной явью. Мы ждем следующих и следующих новых шагов прогресса и равнодушны к повторениям, пусть даже блестящим. Нам необходима сенсационная новость уже не в следующем столетии, а в следующем номере газеты.

Мы привыкли к научным открытиям. Но эта привычка в какой-то мере пагубна. Она невольно выталкивает нас на поверхность событий, и . мы оказываемся перед опасностью потерять не только ощущение глубины происходящего, но и его историческую перспективу. Сегодня мы способны пройти мимо открытия, тогда как несколько лет назад рукоплескали бы уже одной идее.

Сначала, вероятнее всего, было слово. Вернее — невысказанная мысль, мерцающая в сознании и на работе, и в дороге, и в домашнем кресле. Потом на бумаге карандаш набрасывал эскизы и призрачные контуры. Шли дни. Рисунки превращались в схемы. Мысли рождали бессонные ночи споров и снова раздумий и опять схемы, схемы, схемы...

Когда все ненужное было отсечено, когда многочисленные компоновки модели обрисовывали ее уже зримо, наступил новый этап работы — создание.

И вот начата сборка. Мы не показали Вам предшествующий ей долгий и утомительный для поверхностного наблюдения этап, имеющий, впрочем, емкое название. Инженеры определяют эту процедуру фразой «ресурсные испытания».

Ведь спутник обязан работать в течение длительного времени полета, предусмотренного Землей. А время определяется и экономическими категориями: простотой спутника, его надежностью и самоокупаемостью системы, т. е. тем минимумом, который делает спутник рациональным дополнением наземных линий связи. Спутник обязан отработать свое время. Ресурсные испытания выявляют время жизни каждого органа аппарата, взятое с гарантированным запасом...

Закончен этот этап. Начинается новый. Электрические испытания объекта. Все узлы, блоки и агрегаты спутника соединяются электрическими цепями со специальным пультом проверок. Программное устройство в определенном порядке выдает заданные человеком команды на различные блоки спутника. Агрегат «А», получив команду, срабатывает. Отлично! Проверяются параметры его работы и соответствие их программе. Электронная аппаратура как бы «проигрывает» полет данного узла, его поведение в космосе.

Всё в порядке. Лишь тогда предыдущая команда снимается с данного агрегата и выдается последующая на блок, который должен работать вслед за первым... И так до тех пор, пока весь спутник-ретранслятор не будет опробован в действии.

Стыковка пневмосистемы с корпусом спутника
Цех сборки. Стыковка пневмосистемы с корпусом спутника.


Сборка космического ретранслятора

Он сложен, этот аппарат, очень сложен, приближаясь в этом смысле к мириадам клеток человеческого мозга. Но одно неверное движение руки при сборке, ошибка в подсоединении контактной колодки (а их сотни), пылинка или негерметическое соединение — и на орбиту поднимается мертвое тело металла, зловещее свидетельство гибели эксперимента.

Кажется, всё? Еще требуется проверить параболические антенны. Они должны отводиться в сторону от корпуса, перпендикулярно ему, и раскрываться, подобно зонтику. Должны следить за Землей подобно тому, как следит за солнцем головка подсолнечника. Должны сработать безотказно с первой же команды приборов.

А их рабочее место — космос. Там космический холод, метеорная пыль, космическая радиация' — пройденная дорога лишь для будущих звездолетов и для фантастов-писателей. А вот эти собранные человеком металлические детали должны реально оказаться среди неизведанных сил Вселенной и устоять.

Ось параболической антенны непрерывно ориентируется на земной шар, плывущий в черной бездне, удаленный на 40.000 километров от нее. С этого расстояния Земля мала, примерно в три раза больше диска вечернего Солнца при закате. Остронаправленная антенна должна отдавать всю энергию радиоволн строго на Землю. Для этого на антенне укреплен оптический датчик, который видит свет планеты и тянется к нему...

...Стоп, проверка. К антенне прикрепляется имитатор прибор, воспроизводящий световое излучение Земли. Включение — и антенна послушно поворачивается к свету. Другое включение. При каждом новом включении антенна как бы «видит» условную электрическую модель Земли, перемещающуюся в пространстве, и немедленно меняет свою позицию. Минуты, часы длится опыт, и кончается он тогда, когда человек уверен: антенна безотказно выполняет поступающие на нее команды.

В своем движении по орбите спутник значительную часть времени пролетает в радиационных поясах Земли. Частицы радиационных поясов, непрерывно воздействуя на аппаратуру ретранслятора, могут изменить отдельные ее характеристики или даже вывести из строя.

Для изучения влияния поясов радиации на системы спутника, а также для замера дозы радиации, получаемой спутником в полете, на нём устанавливается специальная аппаратура дозиметрического контроля.


1967 г.

Далее: Cпутник связи «Молния-1»: батарея и двигатели

Главная   |  История науки  |  История освоения космоса  |  Cпутник связи «Молния-1»: сборка



Фантастической роман Небо валмазах писателя Татьяны Латуковой



Курсы химии на Высших Бестужевских курсахПервые женщины-химикиРусские изобретения в залах ЭрмитажаИз истории советской калийной промышленностиИз истории содыИстория освоения космосаCпутник связи «Молния-1»: сборкаCпутник связи «Молния-1»: батарея и двигателиCпутник связи «Молния-1»: запускКосмический мост (Перспективы спутниковой связи из 1967 года)«Аполлон»-«Союз»: стыковочное устройство«Аполлон»-«Союз»: стыковочно-шлюзовой модуль«Аполлон»-«Союз»: связь и оптические системы«Аполлон»-«Союз»: организационные проблемы«Аполлон»-«Союз»: схема полётаНесколько дат




Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Начало XXI века отмечено развитием автоматизированных и компьютерных систем, бурным ростом технологий...
Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
© Волшебство науки, 2010-2019
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.

Интернет-технологии с Tatsel.ru