Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

«Аполлон»-«Союз»: организационные проблемы

Не менее сложной и ответственной задачей, которую нужно решить специалистам СССР и США, является так называемая организационная несовместимость. Совместный полет кораблей «Союз» и «Аполлон» потребует большой работы в части управления этим полетом.

Различные рабочие частоты связи кораблей с наземными пунктами слежения за полетом, различные пункты управления кораблями, наконец, различная государственная принадлежность экипажей и кораблей, состыкованных к тому же в единую систему, — при рассмотрении всех этих вопросов советскими и американскими специалистами были разработаны приемлемые для обеих сторон принципы взаимодействия экипажей и Центров управления полетом между собой.

В частности, решено, что управление полетом космического корабля «Союз» будет осуществляться советским Центром управления, а полетом корабля «Аполлон» — американским Центром управления.

Для обеспечения обмена информацией при оперативном взаимодействии Центров управления между ними организуются необходимые каналы связи. При этом будет налажена двусторонняя речевая и двусторонняя телеграфная связь. Каждая сторона предоставляет собственное оборудование оконечных пунктов связи.

В процессе оперативного обмена информацией при управлении совместным полетом СССР будет передавать сообщения на русском языке, США — на английском. Предусматриваются меры, обеспечивающие в процессе оперативного управления однозначное понимание специальных технических терминов и максимально снижающие трудности, связанные с языковым барьером.

Программа «Аполлон»-«Союз»

Необходимый для управления полетом обмен информацией, включая данные о состоянии совместно используемых систем кораблей, проводится в согласованном объеме и в соответствии с временным графиком, входящим в состав полетной документации.

Совместные этапы полета будут проводиться в соответствии с согласованной полетной документацией, включающей программу работы при возникновении нештатных ситуаций.

Решение вопросов в непредусмотренных этими документами случаях, но затрагивающих совместные элементы полета, принимается после консультации с Центром управления другой стороны.

Кроме того, стороны договорились, что Центр управления страны корабля-«хозяина» и командир экипажа несут основную ответственность за своевременное выявление на корабле отклонений и за .принятые решения.

В ситуациях, требующих немедленных действий, или в условиях отсутствия связи с Центром управления полетом экипаж предпринимает действия в соответствии с заранее согласованной нештатной программой.

Согласуются объем и время ретрансляции принятых с борта телевизионных передач в Центр управления другой страны.

Объем и порядок проведения собственных радио- и телевизионных передач каждая сторона определяет самостоятельно. При этом между Академией наук СССР и НАСА США будут проводиться взаимные консультации при подготовке официальных сообщений о ходе полета, официальных научных и технических комментариев.

Детально разрабатывается программа взаимодействия экипажей и кораблей на каждом этапе их полета. Большая работа связана с отработкой совместимых методов так называемого баллистического обеспечения полета. Здесь должны быть приняты единые модели атмосферы и гравитационного поля Земли, согласованные системы координат, совмещены требования, термины, определения, которые приняты в каждой стране и не всегда совпадают.

Программа «Аполлон»-«Союз»

И, наконец, одной из последних, но не менее важной в ряду несовместимостей стоит так называемый языковой барьер. Ведь стыковаться будут корабли и экипажи стран, пользующихся разными языками. Тем более, что здесь мало знать просто, скажем, английский. Нужно в совершенстве владеть профессиональной терминологией в языке партнера. При возникновении нештатной ситуации не воспользуешься карманным словариком, т. к. для этого может не оказаться времени. Непонимание же языка партнера и даже не совсем точный перевод могут существенным образом отразиться на исходе эксперимента.

Учитывая это, назначенные для подготовки к совместному полету астронавты США и космонавты СССР приступили к основательному изучению языка другой страны. Большое внимание при этом уделяется овладению профессиональным языком партнеров, особенностями установившейся в том или ином языке терминологии.

Освоению языка в значительной мере способствуют проводимые контакты экипажей между собой, совместные занятия в классах, работа в тренажерах. Стороны обменялись магнитофонными записями радиопереговоров своих кораблей с Землей, подготовили своеобразные профессиональные словари.

Стороны договорились, что надписи в кабинах кораблей, предназначенных для совместного полета, будут сделаны на двух языках — русском и английском. Советский экипаж будет говорить на английском языке, американский — на русском. Считается, что когда человек говорит на языке чужой страны, он говорит медленно, правильно строит фразы и хозяин языка (в данном случае экипаж другого корабля) сможет легче его понимать, чем если бы этот человек говорил на своем родном языке.

В обоих Центрах управления будут находиться переводчики и руководители полетом будут разговаривать между собой по телефону через переводчика. А для того, чтобы знать, о чем будут говорить космонавты во время полета, в советском Центре управления будет находиться переводчик английского языка и соответственно в американском - русского языка.


1974 г.

Далее: «Аполлон»-«Союз»: схема полёта

Главная   |  История науки  |  История освоения космоса  |  «Аполлон»-«Союз»: организационные проблемы



Фантастической роман Небо валмазах писателя Татьяны Латуковой



Курсы химии на Высших Бестужевских курсахПервые женщины-химикиРусские изобретения в залах ЭрмитажаИз истории советской калийной промышленностиИз истории содыИстория освоения космосаCпутник связи «Молния-1»: сборкаCпутник связи «Молния-1»: батарея и двигателиCпутник связи «Молния-1»: запускКосмический мост (Перспективы спутниковой связи из 1967 года)«Аполлон»-«Союз»: стыковочное устройство«Аполлон»-«Союз»: стыковочно-шлюзовой модуль«Аполлон»-«Союз»: связь и оптические системы«Аполлон»-«Союз»: организационные проблемы«Аполлон»-«Союз»: схема полётаНесколько дат




Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Начало XXI века отмечено развитием автоматизированных и компьютерных систем, бурным ростом технологий...
© Волшебство науки, 2010-2019
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.

Интернет-технологии с Tatsel.ru