Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Классификация шин

Классификация шин производится в зависимости от назначения, специфики применения, конструктивных особенностей, размеров и т.п.

В зависимости от назначения различают шины легковых и грузовых автомобилей.
Шины легковых автомобилей применяют на автобусах малой вместимости и грузовых автомобилях малой грузоподъемности, шины грузовых автомобилей — на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, прицепах и полуприцепах, автобусах и троллейбусах.

Склад шин

Размеры шины общего назначения принято обозначать двумя цифрами, первая из которых указывает ширину профиля, а вторая — ее посадочный диаметр. Размер шины может быть указан в миллиметрах (например, 260—508) или в дюймах (например, 6,70—15). На боковине покрышки наносится порядковый номер и указывается завод-изготовитель и дата выпуска.

По конструкции каркаса различают шины с диагональным расположением нитей корда (их называют обычными или стандартными) и с радиальным (шины типа Р и РС). Буквы Р и РС проставляются на боковине шины.

Шины грузовых и легковых автомобилей могут выполняться камерными и бескамерными.

В зависимости от отношения высоты профиля шины к ее ширине, шины грузовых автомобилей подразделяются на обычные, широкопрофильные, арочные и пневмокатки.

По типу рисунка протектора шины разделяются на три основные группы:
1) шины с дорожным рисунком протектора, предназначенные для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием;
2) шины с универсальным рисунком протектора, предназначенные для эксплуатации на дорогах с различным покрытием;
3) шины с рисунком протектора повышенной проходимости, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, преимущественно на мягких грунтах.

Специфические условия эксплуатации различных транспортных средств требуют создания и специальных шин. Поэтому особые группы шин составляют шины с регулируемым внутренним давлением, арочные шины и пневмокатки, шины для каменных карьеров и лесоразработок, шины-гиганты, спортивные шины и др.

Рабочая шина

Регулирование внутреннего давления в шине позволяет значительно повышать проходимость автомобилей на мягких грунтах. Шины с регулируемым давлением отличаются от обычных шин увеличенной (на 25—40%) ширимой профиля, меньшим (в 1,5—2 раза) номинальным давлением воздуха, меньшей елейностью каркаса, наличием мягких резиновых прослоек между слоями корда и брекером, сильно расчлененным и малонасыщенным рисунком протектора.

Бескамерные шины

Бескамерная шина в отличие от обычной покрышки имеет герметизирующий слой, уплотняющую резину, несколько меньший посадочный диаметр, специальную форму и конструкцию борта, обеспечивающие более плотную посадку шины на обод колеса.

Шина

Герметизирующий слой привулканизировывают вместо камеры к внутренней поверхности покрышки. Он изготовляется из смесей натурального и синтетического каучуков, обладающих пониженной газопроницаемостью, и имеет толщину примерно 1,5—3 мм.

Бескамерные шины выпускаются нескольких видов, различающихся в основном конструкцией бортовой части. Эти шины имеют гладкий покровный слой резины на бортах. Применение их стало возможным благодаря усовершенствованию методов ремонта покрышек в пути. Корд для бескамерных шин изготовляют главным образом из синтетического волокна типа вискозы, а также из капрона или нейлона.

Бескамерные шины легковых автомобилей взаимозаменяемы с камерными шинами. Носкам бортов бескамерных шин придают специальную форму для обеспечения более плотной посадки на обод. Бескамерные шины монтируют на специальные герметичные ободья. Вентиль крепится непосредственно в обод колеса. Герметизация между ободом колеса и вентилем обеспечивается резиновыми прокладками.

Бескамерные шины грузовых автомобилей имеют конструкцию, аналогичную конструкции шин легковых автомобилей,В бескамерной шине воздух, диффундирующий через герметизирующий слой, попадает в тело каркаса и создает между его элементами дополнительные напряжения. Он может в отдельных случаях приводить к расслаиванию каркаса и отслаиванию протектора, поэтому к герметизирующему слою необходимо предъявлять высокие требования по воздухонепроницаемости. Одновременно для улучшения отвода воздуха, проникшего в каркас шины, в покровной резине делают дренажные отверстия, которые располагают обычно вдоль плечевой зоны и надбортной части шины.

Средняя рабочая температура бескамерных шин благодаря улучшенному теплообмену через обод колеса меньше, чем у шин с камерой. Улучшенный теплообмен и повышенная прочность позволяют надежно использовать бескамерные шины при повышенных скоростях движения и иметь при этом пониженный износ протектора.

Шины Р и РС

Шины Р и РС отличаются от шин обычной конструкции расположением нитей корда в каркасе, формой профиля, слойностью, особенностями брекера, бортовой частью, протектором и свойствами применяемых материалов.

Шины, еще шины, и еще

Шины Р и РС представляют разновидность одной и той же конструкции, имеющей радиальное расположение нитей корда в каркасе. В настоящее время шины Р и РС изготовляют преимущественно камерными.

Шины Р имеют обычный протектор и жесткий в окружном направлении пояс. Корд каркаса и пояса изготовляют как полностью из текстильных или стальных нитей, так и комбинированными, т. е. из текстильных нитей в каркасе и металлических — в поясе.

Шины РС в отличие от обычных шин имеют радиальное расположение нитей каркаса и съемный протектор, армированный стальным кордом. Съемный протектор делают из одного или трех колец. Протекторные кольца, имеющие резиновые герметизирующие буртики, монтируют па посадочную часть корпуса шипы между направляющими ребордами. При накачивании шины воздухом происходит увеличение наружного диаметра каркаса, вследствие чего обеспечивается плотная посадка протекторных колец. Кольца надежно удерживаются па корпусе лишь при наличии установленного внутреннего давления в шине.

У шин Р и РС нити корда в смежных слоях каркаса не перекрещиваются и лежат в радиальных сечениях. Такое расположение нитей улучшает условия их работы (резко уменьшаются деформации сжатия), что позволяет делать каркас меньшей слойности, уменьшить сдвиговые деформации резины. Поэтому каркасы шин Р и РС по сравнению с каркасами обычных шин имеют более высокий срок службы. Вместе с тем связь между нитями в окружном направлении у шин Р и РС меньше, чем у обычных, так как она осуществляется только через резину. В связи с этим резина каркаса у шин Р и РС должна обладать высокими механическими показателями, т. е. иметь высокую прочность, сопротивляться растрескиванию и многократным деформациям растяжения— сжатия. Ввиду радиального расположения нитей количество слоев в каркасе может быть и нечетным.

Далее: Устройство шины

Главная   |  Автодром  |  Классификация шин



Конференция СПТЭ-2024







Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Начало XXI века отмечено развитием автоматизированных и компьютерных систем, бурным ростом технологий...
Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
© Волшебство науки, 2010-2024
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.

Интернет-технологии с Tatsel.ru