Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Софья Ковалевская. Литературное творчество

Отношения с Максимом Максимовичем Ковалевским привели Софью Васильевну к приданию своему литературному творчеству законченных форм. Софья Васильевна делилась с Максимом Максимовичем своими литературными замыслами. В 1889 году она рассказала ему, а также ещё одному русскому, профессору Иванюкову, много эпизодов из своего детства. Оба нашли их очень интересными и посоветовали записать их и опубликовать. Это и составило «Воспоминания детства» С. В. Ковалевской. За границей они вышли под названием «Сёстры Раевские» в 1889 году. В 1890 году воспоминания печатались в русском журнале, но некоторые места были изъяты цензурой (в частности, глава о суде над Достоевским).

Не был опубликован в России и рассказ Ковалевской «Воспоминания детства из эпохи польского восстания». В нём излагается эпизод, относящийся к 1864 году, свидетельствующий о горячих симпатиях 14-летней Софы к полякам, восстание которых к тому времени было подавлено Муравьёвым-вешателем.

«Воспоминания детства» были переведены на многие иностранные языки и вызвали большой интерес во всём мире. Они нашли ряд откликов в печати, были признаны одними из самых интересных описаний помещичьего быта пятидесятых — шестидесятых годов. Софья Васильевна получила много писем от совершенно незнакомых ей русских женщин с просьбой продолжить свои воспоминания. Это очень порадовало Ковалевскую и побудило её задумать их продолжение. Написать его, однако, она не успела.

Смерть Салтыкова-Щедрина вызвала горячий отклик Софьи Васильевны: в 1889 году она опубликовала в Швеции очерк о творчестве великого русского сатирика. Эту статью также нельзя было бы напечатать в России, так как царская цензура не пропустила бы её. На русском языке очерк о Салтыкове-Щедрине появился лишь в советское время.

В 1890 году Ковалевская работала над повестью о Н. Г. Чернышевском. Она изменила имена и фамилии действующих лиц, по её словам, «для большей свободы в подробностях», а также потому, что ей хотелось написать повесть так, «чтобы и филистёры читали её с волнением и интересом». Эта рукопись считалась полностью утерянной. Часть её, в 32 страницы, была обнаружена Л. А. Воронцовой в Архиве Академии наук СССР. В сохранившемся отрывке показаны не только Чернышевский (под именем Михаила Гавриловича "Жернова), его жена Ольга Сократовна (Маруся), но и главные деятели журнала «Современник» — Н. А. Некрасов, В. А. Слепцов и др. Ковалевская описывает также окружение «Современника», в том числе женщин, поборниц 'равноправия: Надежду Суслову, Корсини и др.

Действие повести начинается с праздника, устроенного сотрудниками .«Современника» по поводу выхода в свет нового номера журнала. Этим Ковалевская хотела отметить момент наивысшего благополучия Чернышевского. Глубоким контрастом должно было явиться описание дальнейшей тяжёлой участи великого русского революционера-демократа.

Шведская писательница Эллен Кей, проведшая с Ковалевской много часов в последние дни её жизни, говорит, что Софья Васильевна успела написать одну треть задуманной повести о Чернышевском, которую хотела назвать «Нигилист». Заключительная глава была задумана с таким содержанием.

Чернышевский стал внезапно знаменитым благодаря своему социально-революционному роману «Что делать?». На празднике его приветствовали как надежду и вождя молодёжи. Он поздно вернулся к себе, его жена уже спала. Чернышевский «подходит к окну и смотрит вниз на спящий Петербург, где ещё мерцают огни. Он мысленно разговаривает с громадным ужасным городом, который ещё является приютом насилия, бедности, несправедливости и угнетения — но он, он завоюет его. Он вольёт в него свой дух. Постепенно все начнут думать его мыслями, как это делала молодёжь». Чернышевский отрывается, наконец, от своих мечтаний «и идёт поцеловать жену, чтобы таким образом разбудить её и сообщить ей о своём триумфе,— и в этот момент раздаётся резкий стук в дверь. Он открывает — и оказывается перед жандармами, которые пришли арестовать его».

Софья Васильевна не была лично знакома с Чернышевским (ей было 11 лет, когда он был сослан в Сибирь), но она близко соприкасалась с его соратниками, а также с членами его семьи. Известно, например, что Ковалевская давала советы по поводу занятий математикой старшему сыну Чернышевского, Александру. С молодых лет она была знакома с двоюродным братом Чернышевского A. Н. Пыпиным, сотрудником «Современника», а также А. Я. Панаевой и другими литераторами, связанными с этим журналом.

В последние годы жизни Ковалевская писала большую повесть «Нигилистка», из которой успела опубликовать лишь одну главу в шведском журнале. После сё смерти остался ряд отрывков, которые были соединены в одну повесть М. М. Ковалевским и опубликованы сначала за границей, а значительно позже — в России, где долгое время она была запрещена цензурой. Основное содержание произведения составляет история девушки, стремления которой принести пользу народу участием в деятельности революционных кружков приводят к точу, что она выходит замуж за совершенно незнакомого ей человека, осужденного революционера, с целью облегчить его тяжёлую участь.

Летом 1890 года Ковалевская, путешествуя по Италии и Швейцарии, успела написать очерк о крестьянском университете Швеции, где молодёжь обучалась в зимнее время, который она посетила предыдущей зимой.

В посмертном наследии Софьи Васильевны оказалось много отрывков начатых литературных произведений, некоторые из которых остались неизданными. Из напечатанных особый интерес представляет глава из «повести на Ривьере», написанная во время последних каникул 1890-1891 годов в Ницце. В этом отрывке выводится Максим Максимович Ковалевский под именем Михаила Михайловича Званцева.

Литературная работа представляла для Ковалевской не простое развлечение. В ней Софья Васильевна давала выход своим размышлениям над важнейшими явлениями жизни. В её повестях нашёл отражение интерес к общественным и политическим движениям и к людям, борющимся за дело просвещения своего народа или освобождения его от власти тиранов. Занимают её и задачи крестьянского образования и положение рабочих масс. Она делает наблюдения над взаимными отношениями в среде учёных и изобретателей и над их семейной жизнью, задумывается над вопросами личного счастья.


П.Я.Полубояринова-Кочина. «Софья Ковалевская. Её жизнь и деятельность».



Далее: Роковая простуда

Главная   |  Биографии учёных  |  Ковалевская Софья Васильевна  |  Литературное творчество



Ковалевская Софья ВасильевнаРаннее детство. Родители.Палибино. Интерес к литературе и математикеПоездка в Швейцарию. Общественные веянияЛюбимая ученица Карла Вейерштрасса. Берлин - Париж - ЦюрихДоктор философииМатеринство и банкротствоНесбывшиеся надежды. ПублицистикаВозвращение к математике. Семейная трагедияПреломление светаСтокгольмский университетМежду математикой и литературойПрофессор СоняЗадача о вращении твёрдого телаПремия Парижской Академии наукДля госпожи Ковалевской в нашем отечестве нет местаЛюбовь и разлукиЛитературное творчествоРоковая простудаНаследие и наследницыСемья КюриБогдановская Вера ЕвстафьевнаБрюс Яков ВилимовичВолкова Анна ФедоровнаКурнаков Николай СеменовичЛермонтова Юлия Всеволодовна




Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Абсолютизация разнообразных видов и форм природных взаимосвязей нередко приводит к спекулятивным утверждениям...
© Волшебство науки, 2010-2017
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.