Волшебство науки
История науки Биографии Открытая наука Исследования Автодром Библиотека

Единство мира как проблема современной науки

В. Ю. Кузнецов

Современная западная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве расчленения целого на части,. на мельчайшие компоненты. Мы изрядно преуспели в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в то единое целое, которое они некогда составляли.
О. Тоффлер

Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место, являясь непременной предпосылкой, пусть даже не всегда явно формулируемой, условием возможности всеобщих утверждений о мире в целом. Что такое мир? Как человек может соотноситься с миром? Ответы на подобные вопросы определяют построение любой философской системы. Однако мир в целом, проблема единства мира почти не становились предметом специального рассмотрения. Между тем как человеческое познание вообще все чаще, пытаясь выйти за любые пределы и границы, с самых различных сторон приходит к проблеме единства мира.

Изначальное стремление человека как мыслящего существа понять окружающий его мир, составить для себя целостную картину мироздания, определить свое место в мире трансформируется в научном познании в поиск всеобщих, универсальных законов, описывающих этот мир, которые являются тем самым некоторой фундаментальной основой всех происходящих в мере процессов.

Наука современного типа, возникающая в Европе в XVII в. как специализирующаяся на познании форма человеческой деятельности. ориентируется на получение общезначимых, интерсубъективных, проверяемых, воспроизводимых, объективных знаний о мире в целом, составляющих единую научную картину мира. И если раньше единство природы, целостность мира не находились в центре внимания ученых, решающих свои конкретные задачи (точнее, ранее практически не видели самой проблемы — устройство мира представлялось достаточно простым), то в последнее время все большее значение приобретают интегративно-научные процессы, связанные с целым рядом комплексных исследований, что неизбежно приводит к необходимости отдельного изучения проблемы единства мира.

В современной науке проблема единства мира существует двояким образом: с одной стороны, научные исследования открывают нам все больше объективных взаимосвязей различных мировых процессов, а с другой — одновременно изменяются сами методы науки, средства формирования научной картины единого мира.

Земля

Специальное рассмотрение проблемы единства мира, необходимость которого постоянно демонстрируется всем развитием современной науки, ясно показывает, что научное познание чем дальше, тем больше вынуждено сталкиваться с проблемами, решение которых возможно только при учете существенной взаимосвязи и целостности разнообразных процессов и явлений мира, в чем, собственно, и проявляется в первую очередь его единство. Претендуя на знание о мире в целом, наука (как, впрочем, и философия) вынуждена пользоваться принципом презумпции экстраполяции любого знания, любой теории. Реальное же единство мира неизбежно сложнее всех теоретических моделей, которые принципиально ограничены.

«Реальный урок, который мы можем извлечь из принципа дополнительности (урок, важный и для других областей знания), состоит в констатации богатства и разнообразия реальности, превосходящей изобразительные возможности любого, отдельно взятого языка, любой, отдельно взятой логической структуры. Каждый язык способен выразить лишь какую-то часть реальности. Например, ни одно направление в исполнительском искусстве и музыкальной композиции от Баха до Шенберга не исчерпывает всей музыки» [1].

Аналогично, как разнообразные синтаксически несовместимые теории и концепции дают нам возможность более рельефно, выпукло, объемно представить себе экстратеоретическую действительность, сложность которой принципиально несводима до конца к нашим представлениям, так и различные культурные формы познания и освоения мира только в своей совокупности, в единстве могут дать человеку более адекватное представление о мире в целом и о самом себе.

Проблема единства мира в современной науке, таким образом, неизбежно вырастает за рамки самой науки, превращаясь в проблему единства мира как проблему культуры в целом.

Литература:
1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета №6 1992, выпуск 7 Философия



Далее: Единство мира с точки зрения научного знания

Главная   |  Научные исследования  |  Единство мира как проблема современной науки







Единство мира как методологическая проблема
Современный этап развития научного знания характеризуется все в большей степени тенденцией к единству науки...
Единство мира как проблема современной науки
Среди вечных философских проблем, кардинальных вопросов мировоззрения идея единства мира занимает особое место...
Ноосфера - единство общества и природы
Абсолютизация разнообразных видов и форм природных взаимосвязей нередко приводит к спекулятивным утверждениям...
© Волшебство науки, 2010-2017
Научные открытия, история науки, научные достижения, наука вокруг нас.
Биографии великих учёных. Техника и технология через призму научных теорий.